Что такое память? Виды памяти человека

Что такое память? Виды памяти человека

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

память - это сохранение и воспроизведение опыта

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования личности. В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания.

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

виды памяти человека

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память. Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память. Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная  (моторная) память. Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память. При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память. В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память. Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память. Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память. Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.

Один интересный факт о памяти:

прерванные действия лучше запоминаются

В эту статью не вместилось всё, что я хотел рассказать про память человека, поэтому в следующих публикациях я отвечу на вопросы о том, почему ухудшается память и как её развивать.

P.S. Память это ключ и замок одновременно от нашей личности.

И с Новым годом всех!

37 709

Память человека, ее значение, виды памяти и их особенности. Определение. Связь памяти и психических процессов. Искажения памяти. Законы памяти.

Здравствуйте уважаемые читатели!

Меня зовут Влад Ядро! Мне 45 лет. Профессиональный переговорщик, тренер и консультант по переговорам. Клинический психолог. Построил карьеру в продажах с "0" до генерального директора крупного торгового оптового бизнеса. С 2014 г собственный консалтинговый бизнес в области переговоров. Звоните! Пишите! Я Вам помогу решить сложности в коммуникациях с другими людьми!

Память человека! Классика психологии.

Сегодня будет продолжение цепочки статей, раскрывающих когнитивные процессы человека. С предыдущими публикациями Вы сможете познакомиться по ссылкам.

Статья «Внимание в психологии это, определение?»

Статья «Восприятие в психологии это, определение? Признаки восприятия.»

Статья «Ощущение это в психологии, определение, кратко. Типы ощущений.»

Статья «Речь в психологии это? Язык это в психологии? Концепт это в лингвистике?»

Статья «Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это?»

Блок 1. Память человека. Что это такое?

Память человека! Классика психологии.

Память как явление характерно для всех биологических существ. Так молекулы ДНК представляют собой огромные массивы информации и являются «кладовыми» памяти. Признаки наследуются от клетки к клетке, благодаря чему возникает преемственность поколений и продолжение биологической жизни. Психологический феномен памяти характерен для человека в том числе. Собственно, можно сказать метафорически, человек как личность – это его память.

Память - это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания. (В. В. Нуркова).

Скачать книгу: «Общая психология. В 7 т.: учебник для высших учеб. заведений/ под ред. Б. С. Братуся. – Т. 3. Память/ В. В. Нуркова.»

Еще в мифах древней Греции Мнемозина – богиня памяти родила от Зевса девять муз. Таким образом древние греки придавали ведущее значение памяти, определяющей всю психическую деятельность человека. В отношении памяти существует большое количество спекуляций. Тем не менее в настоящее время усилиями нейрофизиологов, когнитивных психологов и других представителей, психо- и нейро- наук данное явление психической сферы человека было изучено достаточно подробно. Тем не менее единой теории памяти не существует в мире. Различные гипотезы и доказательства сосуществуют друг с другом, в чем-то противоречат, но тем не менее накоплен значительный эмпирический материал.

Блок 2. Память человека. Связь с психическими процессами.

Память человека! Классика психологии.

2.1. Память и эмоциональные переживания.

Существует прямая связь между эмоциями и памятью. События, положительно окрашенные, воспоминаются лучше, когда человек находится в хорошем настроении и наоборот, печальные и грустные события легче воспоминаются, когда человек пребывает в соответствующем настроении. Этот феномен получил название – «конгруэнтность настроения». Качество запоминания при этом существенно может варьировать, что выявляется при воспроизведении информации. Человек, оказавшийся в стрессовой ситуации может вообще не запомнить детали и даже крупные сцены событий, он в этот момент «потрясен». В то же время какой-то один параметр окажется настолько важным, что «поглотит» внимание человека и качество воспроизведения этой информации будет весьма высоким. Личность может забывать структуру и содержание травмирующих событий с одной стороны и при этом хорошо помнить свои эмоции, связанные с этим событием. Эмоции в таких ситуациях являются «красным флажком», не позволяя человеку вспоминать детали, при этом являясь символом, кодом, предопределяющим будущее поведение человека.

События нейтральные, без эмоционального наполнения запоминаются хуже, чем события, сопровождаемые эмоциями человека.

2.2. Память, мотивы, ценности.

Существует прямая связь между памятью и мотивами человека. Так субъект, который ведет переговоры в данный момент времени по вопросу, представляющему для него важность, будучи прерванным, запомнит цепочку вербализации существенно лучше, чем если переговоры будут завершены. Это эффект незаконченного действия.

Если студент готовиться к сдаче экзамена, то после получения отметки, его способность вспоминать ответы будет ниже, иногда существенно, чем в условиях, когда он не получил еще оценку и не сдавал экзамен. Это эффект законченного действия.

Способность запоминать коррелирует с ценностной составляющей цели, которую преследует субъект. Чем более значима конкретная цель в данный момент, тем лучше запоминается информация.

Например, дебитор может благополучно забыть, что он обязан отдать денежный долг, несмотря на то, что, казалось бы, гештальт не завершен. Здесь включается механизм забывания потому, что помимо отрицательных эмоций, которые наполняют личность при возникновении мыслей о необходимости отдать долг, выключается мотив необходимости что-либо получить. Так, когда человек берет в долг, то это означает наличие у него проблем, которые ему необходимо решить. После того, как получены деньги и проблемы улажены, данная ситуация перестает быть актуальной и соответственно не представляет ценности. В свою очередь невозвращаемый долг становится проблемой кредитора, которую необходимо решить, а значит хорошо помнить. Естественно, что вопрос денежной задолженности и памяти, связанной с ней, как феномен не исчерпывается данным объяснением.

СМОТРИТЕ ВИДЕО "Клиент не заинтересован в работе с Вами. Как преодолеть возражение? Переговоры с закупщиками сетей?!"

Блок 3. Память человека. Виды.

Память человека! Классика психологии.

3.1. Произвольная и непроизвольная память.

Различают произвольную и непроизвольную память.

1. Произвольная память.

Предполагает наличие цели по запоминанию информации. Запоминание происходит под контролем сознания. Так человека запоминает стихи, формулы, ответы для экзамена и многое другое. Одного желания недостаточно, чтобы запомнить информацию. Качество запоминания зависит от глубины переработки информации, степени погруженности в изучаемый объект.

2. Непроизвольная память.

Интересно, что запоминание происходит как бы вне сознательного контроля. У личности нет установки запомнить материал. При этом происходит запоминание. Это связано с тем, что какая-то информация «прилипает» к той цели, которая определяет текущее поведение. Эта информация сопутствует, «связывается узелками» с деятельностью, направленной на получение целевого ресурса. Информация вне целенаправленной деятельности, т.е. не сопровождающая ее, обычно не запоминается.

3.2. Эксплицитная и имплицитная память.

Различают также эксплицитную память и имплицитную.

1. Эксплицитная память.

Предполагает воспроизведение информации волевым усилием субъекта по необходимости.

2. Имплицитная память.

Предполагает невозможность воспроизведения информации субъектом волевым усилием по необходимости, но существует возможность воспроизведения информации при использовании косвенных методов. Фактически вся информация в мозге человека оказывается сохраненной, которая когда-либо в течении жизни была воспринята. При этом возможен эффект предшествования, предполагающий влияние имплицитной памяти на последующее запоминание новой информации.

3.3. Ретроспективная  и проспективная память.

1. Ретроспективная память.

Представляет собой память на прошлые события.

2. Проспективная память.

Это память на будущие события, которые необходимо совершить, фактически это память намерения. Проспективная память обладает большим значением для переговорщика, поскольку фиксация целевых результатов и способность удерживать их в памяти зачастую становятся основной проблемой. Стороны порой договариваются о том, что вообще не соответствовало изначальному намерению.

Историческая справка.

У. Пенфилд опубликовал свою монографию «Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга» (Epilepsy and the Functional Anatomy of the Human Brain. Second edition. Jasper, H., and Penfield, W. Little, Brown and Co., 1954.). Будучи нейрофизиологом, нейрохирургом, он осуществлял во время нейрохирургических операций по удалению эпилептоидных очагов ввод в мозг пациентов электродов. Производилась электрическая стимуляция различных участков мозга. Пациенты были в сознании. При стимуляции височной доли мозга пациенты говорили о том, что они вспоминали ярко, живо сцены из жизни, в основном из детства. Тогда как в обычном состоянии, без стимуляции такие воспоминания были для них не доступны.
Заказать услугу"Переговоры - Переписка"
Память человека! Классика психологии.

Блок 4. Память человека. Искажения.

Память человека! Классика психологии.

Память обладает способностью воспроизводить точные копии воспринятой окружающей действительности в прошлом, а также активной реконструкцией запечатлённого ранее материала. Этот дуализм нередко недооценивается переговорщиками, которые недоумевают, отчего противоположная сторона так искренне и настойчиво декларирует события, которые в действительности происходили несколько иным образом.

Элизабет Лофтус посвятила свою научную карьеру изучению феномена искажения памяти.

Скачать книгу Элизабет Лофтус. Кэтрин Кетчем. «Свидетель защиты. Шокирующие доказательства уязвимости наших воспоминаний.»

Скачать книгу Лофтус Элизабет. «Память. Пронзительные откровения о том, как мы запоминаем и почему забываем.»

Скачать книгу Лофтус Элизабет. Кэтрин Кетчем. «Миф об утраченных воспоминаниях.»

Так разница между предметами, которые запоминались и впоследствии воспроизводились может выглядеть следующим образом:

1. Субъект может полностью забыть событие. Так травматичные воспоминания могут полностью вытесняться в бессознательное и быть недоступными для сознательного воспоминания. Помимо этого, совершенно индифферентные события сплошь и рядом забываются «намертво». Человек забывает, что он съел на завтрак вчера, как он провел время с 11:20 до 13:10 позавчера. Субъект способен забывать даже важную и ценную информацию, такую как день рождения собственных детей и родителей.

На формирование следов памяти оказывает значительное влияние фокус внимания.

Если индивид сконцентрирован и у него есть установка запоминать определенную конкретную информацию, то скорей всего он не запомнит информацию, которая не «вписывается» в предустановленные рамки.

Окружающая действительность состоит из невообразимого количества деталей, запомнить которые человек не в состоянии.

2. Субъект способен ошибаться в локализации и/или продолжительности события или его фрагментов в пространстве и времени. Так, субъективное переживание времени способно его «растягивать» или «спрессовывать». Время порой воспринимается, как нудно долгое или в форме «краткой вспышки».

3. Субъект путает последовательность фрагментов события.

4. Субъект искажает причинные – следственные связи между фрагментами события, «вырывает» из контекста события, переосмысливает события. Происходит подстановка иных причин. Выводятся «притянутые за уши» следствия. Человек с торжеством в голосе транслирует: «Я же говорил, что так будет», - указывая на 100% правильный прогноз событий, хотя изначально рассматривалась лишь вероятность.

5. Субъект забывает или искажает источник событий.

6. Субъект забывает фрагменты событий, «обедняет» образ.

7. Субъект вносит дополнительные фрагменты в событие, которых не было, «обогащает» образ.

Блок 5. Память человека. Законы.

Память человека! Классика психологии.

Одним из первых исследователей памяти был Герман Эббингауз. (Ebbinghaus, H. (1885). Memory: A contribution to experimental psychology. New York: Dover).

Он выделил два феномена памяти: запоминание и воспроизведение. Эббингауз запоминал около 2000 бессмысленных слогов, состоящих из согласной – гласной - согласной на своем родном немецком языке путем повторений. Каждый раз регистрировал количество повторений и собственную способность вспомнить материал через определенные промежутки времени. На основании полученных результатов были сформулированы законы памяти:

1. Закон общего времени.

Данный закон отражает зависимость между временем, потраченным на запоминание и эффективностью запоминания.

2. Закон накопления и распределения повторений.

Данный закон предполагает существование зависимости между количеством повторений, распределенных во времени.

3. Закон позиционного «краевого» эффекта.

Подразумевает ухудшение запоминания ряда слогов, которые находятся справа от предыдущих, начиная с центра строки и улучшение запоминания крайних правых слогов. Возникает прогрессивное торможение. Сначала, предыдущие информационные элементы блокируют запоминание последующих информационных элементов, а затем последующие элементы блокируют предыдущие. Возникает регрессивное торможение. В результате запоминается более эффективно тот материал, который находится вначале ряда и в конце.

Помимо этого, другими исследователями был обнаружен эффект, согласно которому запоминание информационных элементов, отличающихся от стандартного набора элементов в ряду происходит лучше. То, что выделяется, запоминается эффективнее. Это называется эффект новизны.

На сегодня, пожалуй, это все! Продолжение следует в следующей статье!

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
Пишите свои комментарии, дополняйте статью или высказывайтесь по написанному! Ставьте лайки, по факту это заменитель слов благодарности автору за его время, энергию и труд поделиться с Вами знаниями!
Будет здорово, если Вы подпишитесь на мой канал и первыми узнаете все самое интересное из мира переговоров и психологии!

С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Пока и до новых встреч!

память фотоПамять – это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала. Память это в психологии определение способности мозга выполнять функции запоминания, хранения и воссоздания опыта. Также этот психический процесс позволяет человеку вспоминать переживания и события прошлого времени, сознательно думая о его ценности в собственной истории и осмысливать чувства и эмоции, которые связанные с ним. Данный процесс способствует тому, что человек может расширять свои познавательные способности. Также это свойство имеет сложную структуру, состоящую из некоторых функций и процессов, которые обеспечивают восприятие информации из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте. Внутренняя память сложный процесс, в котором осуществляется восприятие, накапливание, хранение, систематизация и очень быстрое воспроизводство информации.

Память в психологии

Память в психологии - это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.

В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.

Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие.

В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.

Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.

Виды памяти

Данный процесс, многоуровневый и многофункциональный, такая сложность предполагает различение нескольких его видов.

Внутренняя память отображает биологические процессы запоминания человеком информации.

Внешняя память фиксируется на внешних средствах (бумага, диктофон). Различение других видов базируется на характере психической активности, характеристике представлений, характере связи с целевой деятельностью, продолжительности хранения образов и целей исследования. Самое простое распределение данного процесса на внутренний и внешний. Разделение на виды за характером психической активности: образная, двигательная, словесно-логическая и эмоциональная.

Образная память – это процесс запоминания образов, которые были сформированы на основании материала сенсорных систем. Вследствие чего, в образном процессе есть также виды памяти, зависимо от основной анализаторной системы: зрительная (фиксирование образов предметов или людей, с которыми часто происходил контакт); слуховая (образ звуков, которые когда-то слышал человек); вкусовая (вкусы, которые человек когда-то ощущал); обонятельная (образ запахов, с которыми человек может ассоциировать какое-то воспоминание); тактильная (образы касательных ощущений, которые напоминают о предметах или людях).

Двигательная память – это вид, благодаря которому люди учатся управлять велосипедом, запоминать танец, играть в игры, плавать, также проделывать любую трудовую деятельность и разные целесообразные движения.

Эмоциональная память – это способность помнить чувства, переживания страха или стыда, помнить эмоции и их относительность к какой-то определенной ситуации в тот момент. Если у человека бы отсутствовал этот психический процесс, то он был бы «эмоционально тупым» – это определение состояния человека, в котором он выглядит непривлекательным, неинтересным для окружающих, таким себе роботоподобным объектом. Умение выражать свои эмоции – залог психического здоровья.

Словесно-логическая память делится на слова, суждения и мысли. Она разделяется также на механистическую и логическую. Механистическая, включает в себя запоминание материала за счет его постоянного повторения, когда отсутствует осознание смысла информации. Логическая – составляет смысловые связи в запоминаемых объектах. За уровнем осознания запоминаемого материала память бывает двух видов: имплицитная и эксплицитная.

Имплицитная – память на не осознаваемую человеком информацию. Запоминание происходит замкнуто, независимо от сознания и недоступно прямому наблюдению. Такой процесс осуществляется с потребностью найти решение в какой-то ситуации, но даже тогда не поддаются осознанию те знания, которые имеются у человека. Примером такого процесса есть то, что человек в процессе его социализации воспринимает нормы общества, и руководствуется ими в своем поведении, не осознавая основные теоретические принципы.

Эксплицитная память происходит, когда полученные знания используются абсолютно сознательно. Они извлекаются, припоминаются, когда есть необходимость в решении какой-то задачи, используя эти знания. Данный процесс может быть: непроизвольный и произвольный. В непроизвольном процессе остаются следы от образов, возникшие бессознательно, автоматически. Такое запоминание больше развито в детстве, с возрастом оно слабеет.

Произвольная память – это целеустремленное запоминание образа.

За продолжительностью во времени память разделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную.

Мгновенная память, ее еще называют сенсорная, отображается в удержании информации, воспринятой сенсорными анализаторами. Она, в свою очередь, разделяется на иконическую и эхоическую.

Иконическая – это некий сенсорный регистратор зрительных раздражителей. С ее помощью фиксируется информация в целостной форме. Человек никогда не различает иконическую память и объекты окружающей среды. Когда иконическая информация вытесняется другой информацией, зрительное ощущение становится более восприимчивым. Если зрительный материал поступает слишком быстро, то происходит наслаивание одной информации над другой, которая все еще держится в памяти, и перешла еще в долговременную память. Это называется эффект обратной маскировки.

Эхоическая память – послеобразная, в ней хранятся образы не более чем 2-3 секунды, когда было влияние слухового раздражителя.

Кратковременная память способствует запоминанию человеком образов после однократного, кратковременного их восприятия и мгновенному воспроизведению. В таком процессе имеет значение количество стимулов, которые воспринимаются, их физическая природа, и не принимается в счет их информационная нагрузка.

Кратковременная память имеет определенную формулу, за которой определяется количество запомненных объектов. Она звучит, как «семь плюс-минус два». Когда человеку предъявляется стимульный материал, на котором изображено определенное количество предметов, он может запомнить из них 5 или 9 объектов на время до 30 секунд.

Оперативная память – сохраняет след образа, который необходим для выполнения текущего действия.

Долговременная память может хранить следы образов очень долгое время и позволяет их потом использовать в будущей деятельности. Благодаря такому запоминанию человек способен копить знания, которые потом он может извлекать или по собственному желанию, или при внешнем вмешательстве в головной мозг (с помощью гипноза).

Зависимо от целевой исследовательской деятельности существуют особенные виды этого психического процесса: биологическая, эпизодическая, ассоциативная, репродуктивная, реконструктивная, автобиографическая.

Биологическая или ее еще называют генетической, обусловливается механизмом наследственности. Она предполагает владение человеком таких паттернов поведения, которые были свойственны людям в более раннее периоды эволюции, это выражается в рефлексах, инстинктах.

Эпизодическая представляет собой хранилище фрагментов материала, которые привязаны к определенной ситуации.

Репродуктивная заключается в повторении воспроизводства информации, припоминая оригинальный вид сохраненного объекта.

Реконструктивная помогает восстановить нарушенную последовательность стимулов к первоначальному виду.

Ассоциативная память формирует функциональные связи, то есть ассоциации, между объектами, которые запоминаются.

Автобиографическая память помогает человеку запоминать события собственной жизни.

Тренировка памяти

Тренировка происходит тогда, когда люди даже ее не замечают. Запоминая список продуктов, необходимых в магазине, имена новых знакомых, даты рождения – все это является тренировкой для человека. Но на развитие существуют упражнения более конкретные, они способствует намного лучшему запоминанию, концентрированию на конкретном развитии этих способностей. Если развивается память, то одновременно развиваются и другие психические процессы (мышление, восприятие, внимание).

Существуют на развитие данного процесса упражнения, наиболее распространенные будут кратко описаны ниже.

Развитие памяти у взрослых упражнения бывают самыми разными. Очень популярным упражнением есть таблицы Шульте. Они способствуют развитию периферийного зрения, внимания, наблюдательности, скорочтения и зрительной памяти. Ища последовательно идущее числа, зрение, фиксирует всего несколько ячеек, так запоминается место нужной ячейки и ячеек других чисел.

Упражнение на развитие фотографической памяти по методу Айвазовского. Ее суть в том, чтобы на протяжении пяти минут смотреть на объект. После, закрыть глаза и восстановить образ этого объекта в голове, максимально четко. Также эти образы можно рисовать, это поможет улучшить эффективность упражнения. Его нужно выполнять периодически, чтобы хорошо развивалась визуальная память.

Упражнение игра в спички помогает тренировать зрительную память. Для этого необходимо положить на стол пять спичек, и смотреть на их расположение, потом отвернутся, взять еще пять спичек и попробовать уже на другой поверхности воссоздать расположение спичек, которые запоминались.

Упражнение римская комната способствует развитию способности структурирования сохраненной информации, но с ее помощью также тренируется зрительная память. Необходимо запоминать последовательность предметов, их детали, цвет, формы. В результате запоминается больше информации и тренируется зрительная память.

Для тренировки слуховой памяти также существуют упражнения.

Развитие памяти у взрослых упражнения должны подчиняться определенным правилам. Первое упражнение – это чтение вслух. Когда человек озвучивает запоминаемый материал, он развивает свой словарный запас, улучшает дикцию, интонацию, улучшает умение придавать эмоциональную окраску и яркость своей речи. Также лучше запоминаются аудиальные компоненты прочитанного. Читать нужно легко, не торопится, читать так, как разговариваешь. Есть некоторые правила: четко проговаривать слова, с соответственной расстановкой, выразительно произнеся каждое слова, не «съедать» окончание, произносить текст так, будто это речь дипломата или оратора, выкладывающего собственные мысли по какому-то серьезному вопросу. Если читать не менее десяти или пятнадцати минут каждый день, придерживаясь всех правил, можно уже через месяц заметить результаты в ораторских способностях и слуховой памяти.

Регулярное изучение стихотворений является хорошим и простым способом в тренировке запоминания. Изучая стих, необходимо понять его смысл, выделить приемы, которые использовал автор. Разделить его на смысловые составляющие, выделить главную мысль. Важно выучивая стих все время повторять его, произнеся вслух, применять интонацию, передать настроение автора, таким образом, развивая еще дикцию. Повторять нужно много раз, и со временем количество повторений будет уменьшаться. Во время произношения стиха в уме или вслух, задействуется артикуляционный аппарат. Изучение стихотворения используется для долговременного запоминания абстрактной информации. Такое запоминание происходит, например, в изучении таблицы умножения, или запоминания числа Пи.

Слуховая память развивается благодаря подслушиванию. Находясь среди людей, в транспорте или на улице, на скамейке, нужно сосредотачивать внимание на разговоре других людей между собой, осмысливать информацию, стараться запомнить ее. Потом, придя домой, проговорить услышанные разговоры с соответствующей интонацией и вспомнить выражение лиц людей на момент разговора. Упражняясь так очень часто, человек сможет научиться воспринимать бегло текст на слух, станет намного внимательнее и чувствительнее к интонации и тону.

Эффективным методом является развитие памяти по методикам спецслужб. Это программа тренировок, которые базируются на методиках, применяющих в спецслужбах. Эффективность такой программы проверена разведчиками и контрразведчиками. Этот метод представлен в книге автора Дениса Букина, которая так и называется «Развитие памяти по методикам спецслужб».

В современном мире почти все привыкли к тому, что у них под рукой всегда есть телефон, планшет, органайзер, в котором хранится необходимая информация и которую всегда можно там подсмотреть. Рутинная работа, перегружение процесса запоминания ненужной информацией, неумение эту информацию систематизировать приводит к ослабеванию мнемических процессов. В книге описывается профессия, в которой хорошо развитая память есть залогом успеха, точнее, есть жизненно необходимой – это разведчик. Он не может сохранить на телефоне план операции, карту, у него нет времени на листание блокнота. Вся важная информация должна храниться только в голове, все детали, чтобы в нужный момент их четко воспроизвести. Каждая глава книги описывает каждый этап карьеры разведчика. Каждый этап содержит методики, упражнения и инструкцию к ним.

Развитие памяти

Развитая память очень большой плюс личности человека, как в повседневной жизни, так и на работе. В большинстве профессий очень ценится развитая память, она является большим преимуществом, помогающим достигать больших свершений на работе и принимать большую ответственность на себя. Существуют определенные способы для развития данного процесса. Чтобы что-то запомнить, необходимо сосредоточиться на процессе, на самом материале. Нужно осмысливать информацию, искать в ней параллели по отношению к своему опыту. Чем больше имеется шансов установить такую связь, тем лучше будет запоминание.

Если нужно вспомнить какой-то элемент, например, имя, телефон, номер, не нужно сразу бросаться в блокнот или интернет за ответом. В течение пары минут нужно абстрагироваться от всего внешнего, заглянуть в глубины своего мозга и попытаться вспомнить самому.

Если нужно запомнить что-то очень важное, нужно создать в голове относительно этого какой-то образ, ассоциацию, очень яркую. Мозг намного легче запоминает что-то оригинальное, в связи, с чем легче будет вспомнить нужную вещь. Чтобы легко запоминать числа нужно разбивать их на группы, или также, как в предыдущем методе, создать ассоциации.

Очень эффективным методом развития памяти есть тренажер для развития когнитивных способностей, под названием проект Викиум.

Чтобы хорошо что-то запомнить, нужно сразу после восприятия информации, проговорить ее, потом пересказать ее кому-то еще, так будет легче запомнить и лучше понять смысл материала.

Очень простым методом, который можно применять везде, является решение в уме самых простых арифметических задач.

Также простейшим способом развития запоминания есть прокручивание в голове событий дня. Это лучше делать в конце каждого дня перед сном, воссоздавая все детали и эпизоды, чувства, переживания, эмоции, которыми был наполнен этот день. Также нужно дать оценку своим поступкам и действиям, совершенным в этот день.

Чтение книг способствует развитию запоминания, мозг концентрируется, текст воспринимается, и детали откладываются в памяти.

Эффективное запоминание предполагает понимание смысла текста. Заучивать механически материал, не пересказывая его своими словами очень невыгодно. Такой процесс остановится на уровне оперативной памяти и в долговременную не перейдет.

Чтобы развить память нужно приучить себя повторять информацию, сначала для запоминания потребуется многократное повторение, после такого частого повторения мозг будет достаточно развит, чтобы запоминать информацию быстрее.

Механические движения руками помогают в развитии памяти. Когда человек делает какое-то долговременное действие руками, структуры головного мозга активизируются.

Изучение иностранных языков также хорошее средство для улучшения памяти.

Немалую роль отыграет эмоциональное состояние человека. Когда человек спокоен и счастлив он сумеет быстро и легко запомнить информацию и воспроизводить ее, чем человек в состоянии гнева или тревоги.

Чтобы развивать память необходимо работать над этим, сосредоточено и целеустремленно. Лень будет способствовать деградации психики человека, и хорошая память явно не будет характерной чертой такого человека. Развитая память открывает перед человеком большие перспективы, благодаря памяти можно достичь высоких результатов, как на работе, так и в общении.

С помощью нейробики тоже можно развивать и поддерживать данный психический процесс. Существует соответствующая литература, в которой описывается масса методов по развитию этого процесса.

Описанными выше способами нужно нагружать свою память, без регулярной тренировки она будет ослабевать, подводить и ускорит старение мышления.

Есть еще несколько правил, которые необходимо соблюдать для эффективного развития этого процесса. Для того чтобы память была хорошей, необходимо, чтобы мозг был работоспособным, для этого он должен насыщаться кислородом, который поступает в крови. Для этого нужно часто бывать на воздухе, делать перерывы в умственной работе на несколько минут, делать упражнения, зарядку, которые способствуют приливу крови к головному мозгу.

Если человек курит и не тренирует свою память, он прописывает себе быстрое изнашивание психических процессов. Если человек курит и тренирует память, у него немного позднее начинаются такие процессы, но все равно быстрее, чем у совсем некурящих людей.

Полноценный сон способствует развитию данного процесса, обеспечивает активность мозга. Если человек не высыпается, его память на биологическом уровне не способна работать нужным образом. Потому что мозг зависит от биологических ритмов дня и ночи, поэтому только ночью восстанавливаются клетки мозга и наутро, проспав семь или восемь часов, человек будет готовым к продуктивному рабочему дню.

Чтобы сохранить гибкость ума нужно отказаться от алкоголя. Чем больше человек употребляет, тем больше он наносит вреда своему мозгу. У некоторых людей есть опыт, когда после злоупотребления алкоголем они не помнят половину из случившихся событий. Особенно когда необходимо выучить какой-то материал, то до этого нужно избегать употребления даже вина и пива, не говоря уже о более крепких напитках. Для хорошо развитой памяти нужно правильно питаться, особенно продуктами, которые содержат фосфорную кислоту и соли кальция.

Все вышеперечисленные методы, правила, если их применить в комплексе гарантируют развитие и сбережение памяти на долгие годы.

Развитие памяти у детей

С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой деятельности. Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Память как процесс: этапы сохранения информации

Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Оперативная память

Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить. Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов. Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.

Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:

Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти. А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен. Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.

Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания. Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.

Кратковременная память

Восприятие

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.

  • Объем кратковременной памяти тоже невелик – 5-7 не связанных друг с другом элементов: слов, цифр, зрительных образов, звуков и т. д.
  • На этом уровне происходит процесс оценки информации; нужная дублируется, повторяется, у нее есть шанс попасть на более длительное хранение.

Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации. А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти. В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.

Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить. Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.

Долговременная память

Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить. А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман. Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.

На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

  • включенная в деятельность;
  • осмысленная;
  • обработанная информация, привязанная смысловыми и ассоциативными связями к уже там имеющейся.

Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.

Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

  1. Верхний, где хранятся часто используемые знания. Для их припоминания не требуется усилий, они как бы всегда под рукой.
  2. Нижний уровень, на котором находится «закрытая» информация, которая давно не использовалась, поэтому оценивается мозгом как малозначимая или вообще ненужная. Для ее припоминания требуются усилия и специальные мнемические (связанные с процессами памяти) действия. Чем реже используется информация, тем на более глубоких слоях долговременной памяти она хранится. Иногда чтобы до нее докопаться требуются кардинальные меры, например, гипноз, а иногда достаточно какого-то незначительного события, которое вызовет цепочку ассоциаций.

Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.

Виды памяти: что мы запоминаем

Действия

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Виды памяти: как мы запоминаем

Конспектирование

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

  • яркая, сильная и необычная информация (громкие звуки, сильные вспышки, фантастические картины);
  • жизненно важная информация (ситуации связанные с угрозой для жизни и здоровья самого человека и его близких, важные, ключевые события в жизни и т. д.);
  • данные, связанные с интересами, увлечениями и потребностями человека;
  • эмоционально окрашенная информация;
  • то, что непосредственно связано с профессиональной или включается в трудовую, творческую деятельность.

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Что такое память как определение знают даже школьники, но как комплекс сложных процессов в организме человека до этих пор неизвестен учёным. Сегодняшняя статья посвящена не только тому, что такое память, но и её видам, которых существует большое количество. Каждый вид имеет ряд функций, а также необычных характеристик, о которых позже поговорим. Немаловажным моментом будет разъяснение физических аспектов, а также подача информации читателям о развитии этой способности у человека. Накопление и использование важной информации дало возможность человечеству совершить не только прыжок в развитии, но и сделать невероятные открытия.Вот только память нужна не только для прогресса, ведь приятные воспоминания и образы близких людей способны греть душу и делать человека счастливым.

Разберёмся, что такое память

Разберёмся, что такое памятьНачнём с того, что память — одна из важнейших особенностей живых организмов, которая помогает им выживать, а человечество, благодаря ей, развило современную цивилизацию. С определением, что такое память, казалось бы, всё понятно — это способность сохранять и воспроизводить прошлый опыт. Организм постоянно принимает информацию от всех органов чувств и накапливает её для возможного использования в будущем. Наделённые возможностью абстрактного мышления, люди, даже создают информацию, не имеющую физического выражения, и тоже хранят её в своей памяти, передают другим.

Что такое память и её физические аспекты

Что такое память и её физические аспектыВ общем, память характеризуется как свойство нервной системы. То есть, память начинает работать со времени рождения и до самой смерти. Если быть точнее, она существует, пока жива нервная система. Давно известно, что накопление информации происходит даже на стадии эмбриона и какое-то время после клинической смерти.

Если спросить первого попавшегося человека, что такое память и где она хранится, почти все скажут, что в голове, а именно, что мозг является вместилищем всех знаний. Однако это самое обобщённое мнение, потому что наука до сих пор не понимает всех принципов природы памяти. Дело в том, что мозг — весьма сложный орган, хоть и выглядит цельным. На самом деле, разные его отделы отвечают за разные функции:

  • где-то речевой центр;
  • в другом месте опорно-двигательный;
  • что-то отвечает за эмоции или ориентацию в пространстве и т. д.

Казалось бы, найти участок накопления информации не составляет труда. Тем не менее, множество исследований показывают обратное, ведь память не имеет единого места расположения. Конечно, аппаратура показывает, где возникают сигналы при запоминании. Вот только воспроизведение информации часто происходит совсем из другого места. Более того, в разных ситуациях запоминание или повторение одного и того же может происходить в разных участках мозга. Некоторые исследователи и вовсе сомневаются, что в процессе запоминания задействуется исключительно мозг.Так что, всё, что на сегодняшний день можно с уверенностью сказать — это то, что есть миллиарды нейронов и бессчётное количество связей между ними и где-то в этой системе блуждает всё когда-либо воспринятое нами. Да-да, хотя нам кажется, что это невозможно и сохраняется лишь малая часть данных, есть устоявшаяся теория, что наша память хранит каждое прожитое мгновение и это никак не зависит от факта, удаётся ли осознанно вспомнить желаемое или нет. Читайте статью о том, как стать добрее, ведь людям свойственно быстро забывать добро, а зло помнить вечно, что пагубно влияет на организм.

Виды памяти

Виды памятиС общим понятием, что такое память, разобрались, и пришло время обсудить существующие виды. Память — настолько широкое понятие, что критериев её категоризации существует очень много. Чаще всего, используют обобщающую группировку относительно продолжительности, количества и типа информации. Рассмотрим все существующие виды памяти и дадим краткие характеристики.

Сенсорная

Прямая или, иначе говоря, мгновенная память, которая хранит ощущения, воспринятые от органов чувств. Нервные импульсы весьма быстрые, поэтому обработка происходит за доли секунды.

Кратковременная

Длится, в среднем, до 30 секунд. Таким образом, например, запоминается номер телефона или последнее услышанное предложение. В кратковременной памяти, в принципе, можно сколько угодно хранить небольшой кусок информации, но как только потребность в ней пропадает, ей на смену приходят новые данные.

Читайте также: Что такое паническая атака

Долговременная

Можно сказать, что это и есть та память, о которой мы думаем, когда слышим это слово. Именно в ней хранится всё, что мы можем осознанно вспомнить. Это и специально заученная информация и любые жизненные события. Принципиальных ограничений по объёму и длительности хранения нет. Кто-то имеет уникальные способности помнить каждую прочитанную однажды книгу, а кто-то страдает от постоянной забывчивости, но в какой-то момент может вдруг вспомнить некую деталь двадцатилетней давности.

Специфические виды памяти

Специфические виды памятиКроме того, выделяют ряд специфических видов памяти:

  1. Оперативная. Это, скорее, даже некий процесс запоминания. А именно — использование памяти для хранения промежуточных результатов своих действий. К примеру, таким образом можно хранить несколько минут части арифметических расчётов либо какие-то планы на несколько дней.
  2. Двигательная память. Запоминание, основанное на физических движениях в некой системе действий. Очевидным образом, благодаря ей человек ходит или владеет письмом, не особо задумываясь над самим процессом. А также, каждый может вспомнить собственные примеры игры на музыкальном инструменте, умелого рукоделия или печатания пароля на клавиатуре, когда руки выполняют правильные действия быстрее, чем можно было бы описать их словами, а иногда даже проблематично, не совершая никаких движений.
  3. Эмоциональная. Другими словами — память чувств. Эмоции, пережитые в прошлом, запоминаются как некий шаблон к дальнейшим действиям или, наоборот, к их прекращению. Модное нынче понятие эмпатии как раз основано на использовании эмоциональной памяти.
  4. Словесно-логическая память. Это, буквально, конкретные мысли человека. Все раздумья, так или иначе, являются логическими умозаключениями на основании усвоенной ранее информации. Поскольку мыслить невозможно без словесной формы, то в процессе также участвует память о языке, на котором человек думает.
  5. Образная. Основана память на сенсорном восприятии и интерпретации окружающей среды. Все звуки, запахи, изображения, сопутствующие некому событию формируют единый образ. Если в будущем человек сталкивается, хотя бы с одной из составных частей, память вызывает весь образ целиком. Особенно важную роль этот вид памяти играет для людей с ограниченными физическими возможностями — слепых, глухих и т. п.

Что такое память и как её развить

как её развитьХотя память очень индивидуальная способность и имеет зависимость от физических параметров нервной системы, это одна из немногих психических характеристик, которую можно тренировать. Полезным будет прочтение статьи об интеллекте. Если в наличии проблемы с запоминанием или просто хочется развить свою память, нужно придерживаться таких рекомендаций:

  1. Улучшить сам процесс запоминания. Для более надёжной фиксации информации необходимо тщательно её обдумать и найти максимальное количество ассоциаций, которые в дальнейшем будут помогать её вытягивать.
  2. Пытаться самостоятельно вспомнить забытое. Если ситуация терпит, важно не искать нужную запись или спрашивать у кого-то, а спокойно сосредоточиться и искать ответ в своей памяти.
  3. Создавать аналогию. Информация бывает разной и не всегда можно найти подходящую ассоциацию, поэтому для лучшего запоминания можно самостоятельно создать абстрактный образ, который легко будет связать с чем-то хорошо известным.
  4. Повторять полученную информацию. В зависимости от того, какого типа память более восприимчива, нужно несколько раз пересказать (себе или кому-то) или написать (перечитать) эту информацию.
  5. Заниматься математикой. В любое свободное время можно в уме совершать хотя бы самые простые арифметические операции. Чтобы не было скучно, рекомендуется задействовать окружающий мир, например, сложить цифры автомобильного номера, сосчитать окна в здании, умножить количество лампочек на количество стульев и т. п.
  6. Подводить итоги дня. Перед сном желательно детально вспомнить все события за день в хронологическом порядке. Особо важные моменты можно рассмотреть со всех сторон и подумать над альтернативными вариантами развития событий.
  7. Много читать. Это одновременно очень простой, но весьма эффективный способ развития памяти. Задействуется и краткосрочная, долгосрочная память, образная, словесно-логическая и даже эмоциональная.
  8. Заучивать понравившиеся стихи или отрывки текста. Рифмованная форма поэзии или особо отмеченное прозаическое описание даются несложно и хорошо развивают память.
  9. Не зубрить информацию. Не важно, нужно ли запомнить что-то важное или в целях развития памяти — никогда не стоит механически вызубривать информацию. От этого мозг только устаёт и ещё хуже воспринимает данные. Чтобы лучше усвоить полученное, необходимо понять смысл запоминаемого.
  10. Изучить несколько иностранных языков. Занятие, требующее терпения, но очень позитивно влияющее на память.

Ну и, конечно, развитию памяти способствует общее физическое и психологическое состояние. Очень не лишними будут сбалансированное питание, занятия спортом, здоровый сон и медитации.

Вывод о том, что такое память

ВыводВот и подобрались к финалу статьи о том, что такое память, и теперь читатель может сделать достойные выводы. Хотелось бы сказать, что память человека до конца не изучена, а потому её реальные возможности и максимальный предел не предсказуем. Важно понимать лишь одно, берегите эту уникальную способность и всячески старайтесь её тренировать и развивать. Желаем читателям всегда оставаться бодрыми и здоровыми, а в пожилом возрасте иметь память, как в молодости.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно. Комплимент или, как говорят в народе, донат за труды автора по ссылке.

Добавить комментарий